Предупреждение нарушений физического развития

Автор:Школа развития ребенка "Первое образование"

Предупреждение нарушений физического развития

«Предупреждение нарушений физического развития» —
ответы на часто задаваемые вопросы.

Возрастная категория: Дети до 1 года

Здравствуйте, уважаемые родители!
В последнее время Вы довольно часто обращались к нам с вопросами о гармоничном развитии Вашего ребенка на ранних этапах, поэтому сегодня мы поговорим о предупреждении нарушений физического развития у Ваших детей, имеющих врожденную расщелину губы и неба. Мы постараемся максимально полно ответить на ваши вопросы, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы, если Вас что-то интересует дополнительно.
Сейчас Вы больше всего обеспокоены речевым развитием Вашего ребенка, однако известно, что развитие речи напрямую связано с развитием и совершенствованием движений,

— Какие именно занятия по развитию двигательной сферы могут стимулировать речь моего ребенка?

— Специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений. Также, широко используется массаж, который может быть назначен Вашему ребенку педиатром или невропатологом индивидуально. Также я могу посоветовать с первых месяцев жизни ребенка с целью укрепления всего организма проводить закаливание. Но не забудьте прежде всего посоветоваться с педиатром, чтобы не ослабить ребенка.

— Я очень опасаюсь нарушений, которые могут возникнуть у ребенка дополнительно. Как мне быть более уверенной в том, что все в порядке?
— Вы должны внимательно относиться к своему малышу. Сегодня мы говорим о физическом развитии малышей, поэтому уточню следующее: наблюдайте, как лежит ребенок в кроватке. Основным признаком многих заболеваний ребенка может быть общее снижение мышечного тонуса, то есть излишняя расслабленность мышц. Стоит обратить внимание, если ребенок лежит с разогнутыми во всех суставах конечностями, его бедра отведены в стороны,- спонтанные движения выражены слабо или отсутствуют.

— Мы регулярно посещаем занятия у специалистов, однако возможность приехать бывает не всегда. Прерывать занятия не хотелось бы. Как лучше поступить?
— Большинство упражнений, проводимых специалистами можно и нужно выполнять дома, переносить в игру и повседневный уход за малышом. Главное, Вы должны показать, что верите в своего ребенка, тогда движущие силы развития ребенка набирают силы. Я могу посоветовать заниматься с ребенком в день в среднем по 30 минут, из них около 15 минут отвести на упражнения по развитию тонкой моторики и восприятию (слуховому, зрительному, тактильному), два занятия до 10 минут отдать упражнениям по развитию общей моторики (или меньше, если Ваш малыш уже до года ходит).

— Расскажите подробнее, какие упражнения стоит проводить с ребенком дома?
Данный вопрос стоит рассмотреть отдельно. Для каждого конкретного возрастного периода упражнения будут направлены на развитие разных движений, разных групп мышц. Поэтому, я предлагаю организовать отдельное практическое занятие для Вас, чтобы Вы овладели некоторыми практическими навыками.

— Мой ребенок часто поперхивается при кормлении, поэтому после введения прикорма приходится всю еду перемалывать в блендере. Как преодолеть это? Или пройдет само?
Правильное питание является также важным фактором в развитии речи, ведь в пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Если Вы будете все время давать ребенку протертую пищу, то соответствующие мышцы не будут тренироваться и развитие артикуляции как основы речи задерживается. Вялая артикуляция может сохраниться на всю жизнь. Поэтому пробуйте аккуратно, по чуть-чуть вводить в рацион ребенка более густую, твердую пищу, чтобы малыш прилагал усилие, чтобы есть.

— Правда ли, что наиболее важно в процессе развития ребенка совершенствование моторики пальцев рук?
Тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга, что стимулирует развитие речи. Однако развитие моторики рук является таким же важным компонентом, как и развитие общих движений (ползания, ходьбы). Я лишь предлагаю обратить повышенное внимание на это, в связи с необходимостью активной работы по развитию речи Вашего малыша. Нормально развивающийся ребенок в возрасте от трех до шести месяцев захватывает игрушки с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, с 6 до 12 месяцев перекладывает из одной руки в другую, берет мелкие предметы двумя пальцами, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и т.д.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с первых недель жизни ребенка. В этих целях очень полезен массаж.

— Мне кажется, что у моего ребенка сильно напряжены руки. Это нормально?
Напряжение в пальцах рук может наблюдаться, поэтому перед тем, как учить захватывать предметы, следует расслабить кисть, чему способствует не только поглаживание щеткой, но и потряхивание кисти рук.

— В 3 месяца ребенок начал хватать игрушки, которые лежат в кроватке Это нормально?
Причин волноваться нет. Захватывание предмета — первое произвольное движение грудного ребенка.

— Какие сроки, когда ребенок должен уже уметь сидеть, стоять? Я беспокоюсь, что он не начинает выполнять все в срок.
При нормальном развитии малыш в два месяца начинает приподнимать и удерживать голову в течение 10-20 секунд, в четыре-пять месяцев хорошо держит голову в положении на животе, в пять-шесть месяцев поворачивается со спины на живот, в шесть-семь месяцев непродолжительное время сидит, опираясь на руки, в семь-восемь месяцев начинает самостоятельно садиться, в восемь-девять месяцев ребенок ползает на четвереньках, с девяти-десяти месяцев он уверенно ходит, держась за руку взрослого, к концу первого года жизни начинает ходить самостоятельно.
Если у Вас есть желание, вы можете записать названные мною сроки, поэтому в конце беседы я предложу вам список литературы, которая может Вас заинтересовать.
Не трубите тревогу, если Ваш малыш не начал выполнять движения в конкретные сроки вплоть до конкретного дня. Пусть время и обозначено, темпы и сроки развития и детей индивидуальны. Если сроки развития малыша вызывают у Вас беспокойства, проконсультируйтесь с педиатром.

-Мне сложно взаимодействовать с ребенком во время проведения упражнений. Как мне лучше контактировать с ним?
Это ваш ребенок, не бойтесь ошибиться или поступить неправильно. Пробуйте, действуйте, все получится. Помните, что при обучении всем упражнениям основным видом занятий с ребенком является эмоционально окрашенная игра, в которой на начальных этапах малыш занимает пассивную позицию, а на последующих — более активную.

Будьте здоровы Вы и Ваши дети!

Рекомендуемая литература для родителей:
• Зайцева Л.А., А.Г. Азорина Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими врожденные расщелины губы и нёба // Дэфекталогiя. 2000. № 1.
• Зайцева Л.А., Азорина А.Г. Если ребенок родился с расщелиной губы и нёба // Дэфекталогiя. 1997. № 3 (8).

Использованные источники: 
• Зайцева Л.А., А.Г. Азорина Ранняя коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими врожденные расщелины губы и нёба // Дэфекталогiя. 2000. № 1.

Об авторе

Школа развития ребенка "Первое образование" administrator

Оставить ответ